УКР
РУС

Леонид Сойфертис – не просто карикатурист эпохи социализма

Главная Галерея работ Леонид Сойфертис – художник, мастер рисунка
Леонид Сойфертис – художник, мастер рисунка
Леонид Сойфертис

Мало обладать выдающимися качествами,
надо еще уметь ими пользоваться.

(Франсуа де Ларошфуко)

Рисунок в советские времена зачастую ставился на службу государственной идеологии, и многим художникам-графикам была прямая дорога в карикатуристы. Так, например, все мы помним известных карикатуристов КуКрыНиксов. Прошло время, сейчас мы смотрим на работы художников той эпохи глазами свободными от идеологических штампов. И здесь некоторые художники и их работы раскрываются нам совершенно с иной стороны, чем было принято думать. Мы можем видеть мастерство, не меркнущее со временем, общечеловеческие ценности, актуальные во все времена, тонкий юмор, глубокую наблюдательность художника и много другого, что присуще настоящему искусству, над которым не властно время. Особенно наглядно это можно увидеть на примере творчества Леонида Сойфертиса - известного мастера советской карикатуры.

Есть художники, которые привлекают зрителя эффектными сюжетами, необычным колоритом, драматизмом темы и т.п. У Леонида Сойфертиса всего этого вы не найдете. Его графические работы очень лаконичны, минималистичны по исполнению, а порой кажутся даже очень простенькими. И если ему не нужна вся палитра средств для выражения самых сложных чувств и эмоций, то это свидетельство, что его мастерство сродни гениальности, если хотите. Он ограниченными средствами изобразительного искусства удивительно точно и глубоко эмоционально доносит до зрителя различные моменты из жизни. Для этого ему нужен только чистый лист и карандаш. Ну, может быть, еще акварель. И все. А это дано далеко не всем. Буквально двумя-тремя линиями он передает то, что многие не могут передать обилием деталей, сложными композиционными схемами и мудреным философским подтекстом.

Сойфертис мастер видения «необычного в обычном». Он очень наблюдателен, порой даже на удивление, и необычайно лаконичен в выражений своих мыслей художественными средствами. Поражает то, как он мастерски владеет художественным отбором, и, оставив, может быть, только две линии на листе, только лишь одного персонажа, он расскажет вам всю историю во всех подробностях и спровоцирует вас на искренние эмоции. Поверьте, вы улыбнетесь или загрустите, рассматривая его работы, но равнодушными не останетесь.

Его сюжеты незамысловаты и даже очень просты. Художник не стремится к портретному, детальному рисунку. Цель мастера в том, чтобы передать нам эмоции, мысли, образы, но не через частности, а через всеобъемлющее впечатление от увиденного и прочувствованного.

Поищите альбомы Леонида Сойфертиса, внимательно рассмотрите его работы, и, уверяем вас, вы получите истинное удовольствие от знакомства с мастером рисунка. А пока давайте вместе рассмотрим некоторые работы мастера.

Леонид Сойфертис
Леонид Сойфертис

«Коляски» - одно из самых лучших, на наш взгляд, произведений раннего периода творчества художника. Сценка на бульваре - это как иллюстрация к вечным, общечеловеческим ценностям. Мамы, няни, дети… Их нет в рисунке и, в то же время, именно о них рассказывают силуэты нескольких колясок с поднятыми козырьками. Глаза невольно пытаются отыскать нечто большее за чертами стандартных форм колясок, и, кажется, сколь это ни парадоксально, что коляски общаются между собой. Их тесный кружок, их «спины» выражают живую заинтересованность. Художник как бы одухотворил вещи, сделал их языком человеческих чувств и переживаний.

«Обеденный перерыв». С годами в творчестве Сойфертиса усиливается глубоко лирическая нота. Подчас она становится главной в рисунке, как, например, в работе «Обеденный перерыв». Из его заглавия не сразу можно составить представление о сюжете. Художник изображает опустевшее помещение мясного магазина, где находятся только двое. Привычные атрибуты продавцов, их одежда и детали обстановки выступают здесь в неожиданном свете, все преображено эмоциональной атмосферой. Мясник удобно опирается на свой тяжелый топор и, склонив голову, в задумчивости смотрит на молодую продавщицу. Острым ножом она отвлеченно чертит по колоде для рубки мяса, что, вероятно, помогает ей преодолеть застенчивость. Огромная туша на заднем плане, как и само место, где находится пара, явно не предназначены для создания романтической обстановки. Но абсолютная естественность поведения влюбленных делает таким малозначимым разительный контраст чувств этих людей с обстоятельствами места, в котором они находятся. Необычная точка зрения на известные вещи и привычные понятия вызывают неизменную реакцию у зрителей – улыбку и лирическое настроение, даже момент интимности. Юмор художника мягок, лиричен, полон тепла и доброжелательности к людям.

Ниже представлены некоторые работы Сойфертиса, которые мы предлагаем для самостоятельного просмотра. Посмотрите внимательно на каждую из них. И художник в нескольких смелых линиях рисунка подарит вам целый рассказ, какой-то из них будет трогательно-лирический, какой-то с чувством юмора или сатиры, но всегда это будет глубоко эмоционально, выразительно, мастерски и с любовью к людям и человеческим ценностям.

Текст: Андрущенко Роман Владимирович, Супруненко Антон Владимирович.



Размер воротничка, Леонид Сойфертис
Как в аптеке, Леонид Сойфертис
У меня местком, я задержусь. Леонид Сойфертис
Костер то мы не потушили, Леонид Сойфертис
Целый день на соолнце, Леонид Сойфертис
Письма до востребования, Леонид Сойфертис
Вундеркинд, Леонид Сойфертис
Городки, Леонид Сойфертис
На скамейке, Леонид Сойфертис
Маляры, Леонид Сойфертис
Рыбаки, Леонид Сойфертис
На пляже, Леонид Сойфертис
Пьет пиво, Леонид Сойфертис
Ест виноград, Леонид Сойфертис
Студенты, Леонид Сойфертис
Транзитные пассажиры, Леонид Сойфертис
Пианист, Леонид Сойфертис
Новые станции метро, Леонид Сойфертис
На бульваре, Леонид Сойфертис
Наши части заняли город, Леонид Сойфертис
Котенка нашли, Леонид Сойфертис
Мой папа на фронте, Леонид Сойфертис
Матросы идут, Леонид Сойфертис
Тетя Катя привезла обед, Леонид Сойфертис
Средство от мазолей, Леонид Сойфертис

Поделиться ссылкой:



blog comments powered by Disqus